18+
Специальная версия

Многоликий «новый османизм»: от экономики до искусства

Активность на внешней арене и, в частности, в странах и регионах с тюркским или мусульманским населением либо наличием исторической связи с Османской империей – одна из главных черт режима Эрдогана в Турции. Эта активность осуществляется как с помощью официальной дипломатией, так и посредством различных неформальных контактов. Цель – построить новую версию этой Османской империи, пусть, конечно, и с учетом реалий XXI века. Последние несколько месяцев в стратегии Анкары, в том числе и на территории Российской Федерации, ничего кардинально не поменяли.

Большое внимание уделяется развитию связей с Дагестаном. В начале октября в Турцию по приглашению местной Ассоциации независимых промышленников и предпринимателей (влиятельнейшая общественная организация с  множеством филиалов на своей национальной территории и не одной сотней опорных точек в полусотне стран мира) приехала делегация Ассоциации бизнес-сообщества Махачкалы (БИСОМ) во главе с ее руководителем Абдулхакимом Пахрудиновым. Были обсуждены многие вопросы делового сотрудничества и достигнута договоренность об ответном визите турецких представителей в следующем году. В свою очередь, в конце сентября в Дагестан на Форум молодых соотечественников приехали делегаты от турецкой дагестанской диаспоры. Один из них, предприниматель Али Абдуллаев, выдвинул проект строительства в республике мебельного предприятия.

Идет прощупывание почвы и в отношении Чечни с Ингушетией. 29 сентября в Турции прошел пленум так называемого Конгресса вайнахского народа. Организаторы заявили о  том, что в повестке конгресса два вопроса: «сохранение национального танца "халхар" (лезгинка) и родного языка».Также было объявлено, что мероприятие станет ежегодным и «может дать старт всемирному вайнахскому объединению, без принуждения и без политики возродить единство наций Чечни и Ингушетии».

В итоге «конгресс», от которого предпочли дистанцироваться чеченская и ингушская диаспора в Турции, собрал менее тридцати участников, зато на нем были замечены турецкие чиновники. Крайнее недоумение мероприятие вызвало и у чеченской и ингушской общественности в России. Никто из организаторов на Северном Кавказе неизвестен либо известен, но очень мало. Основным организатором числился некто Руслан Плиев, генеральный директор наспех зарегистрированного «Института мира». Плиев – уроженец Назрани, но уже двадцать лет живет в Уфе, где не раз попадал в сомнительные и откровенно криминальные истории.

Немалое внимание уделяется Адыгее. В начале октября республику в преддверии празднования Дня Адыгеи посетил  директор по международным стратегическим связям департамента иностранных дел мэрии турецкого города Газиантеп Шахин Четин. На встрече с первый заместителем главы Майкопа Асланом Китариевым  и исполнительным директором республиканского Фонда поддержки предпринимательства Республики Азаматом Коблевым был поднят вопрос развития сотрудничества как между Газиантепом и Майкопом, так и между Турцией и Адыгеей в целом.

Особое, стратегическое, ключевое значение придается связям Анкары с Татарстаном. Характерный символический жест - новый турецкий генконсул  в Казани Исмет Эрикан на первом публичном мероприятии в Казани пообещал выучить татарский язык. В присутствии  дипломата  в выставочном зале «Манеж» Казанского кремля проходило торжественное открытие фотовыставки «Царская Россия в фотографиях из коллекции дворца "Йылдыз"». «Татарский язык – один из самых прекрасных в мире, он близок к турецкому, очень хотел бы выучить, это облегчило бы и мою бытовую жизнь здесь. Все, что от меня зависит, я постараюсь сделать. Я надеюсь, что в ближайшее время мы сможем с вами пообщаться на татарском», – заявил Эрикан, добавив, что рад начать работу на новом посту с приобщения к искусству.

Очевидно, идея построить «новую Османскую империю» так и будет оставаться золотой мечтой Анкары. Хорошо, что это не делается путем прямой поддержки национал-сепаратистов, как в случае с Чечней в девяностые, но время от времени появляющаяся информация о задержании протурецких национальных и религиозных экстремистов дает понять, что и такие методы не оставлены полностью. И это ведь только верхушка айсберга, допустимая к оглашению. Впрочем, многие из формально мирных методов проникновения Турции в Россию также мало стыкуются с вроде бы стратегическим сотрудничеством между двумя странами. Очевидно, несколько столетий войн так ничему «уважаемых турецких партнеров» и не научили. Или научили, но уроки подзабыты.

11:22 15.10.2019
3631

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 990x90px banbottom